Поэма Маттео Марии Боярдо «Влюбленный Орланд», или «Влюбленность Орланда» («Orlando Innamorato», «Inamoramento de Orlando», OI) — глав-ный источник литературно-художественных и концептуально-семантичес-ких интерпретаций образа царя Черкесии. Первые две книги OI были изда-ны Пьетро Джованни ди Сан Лоренцо в 1483 г. в Реджо (1200 экз.), в пол-ном же варианте, включающем третью, неоконченную книгу, поэма была опубликована Перегрино Паскуале уже после смерти автора в 1495 г. в Скандиано (1250 экз.) — оба издания утрачены. Несмотря на незавершен-ность, поэма имела большой успех, однако в связи с доминированием тос-канского (флорентийского) стандарта в процессе унификации итальянского языка, произведение Боярдо, написанное на диалекте (изобилующее лом-бардизмами), лишилось внимания книгоиздателей и пребывало в забвении до XIX в.

Героико-архаическая атрибутика черкесов, подмеченная Боярдо на рубеже Средневековья и Нового времени, стала стержневым элементом образа ца-ря Сакрипанта, одного из основных действующих лиц поэмы. Воинский дух и отвага царя Черкесии, проявляющиеся в основном эпизоде 1-й книги
OI («оборона Альбраки»), — ключевые качества, присущие этому персона-жному типу во всех его воплощениях, начиная с поэмы «Влюбленность Карла Великого» и заканчивая поздними продолжениями OI.