С начала 80-х гг. XV в. в текстах итальянской эпической поэзии фиксиру-ется употребление именного словосочетания с опорным компонентом «re» и этнотопонимическим атрибутом «Cerchasia» / «Circasìa» — царь Черке-сии. Впервые указанная речевая конструкция появилась в 1481 г. в венеци-анском издании анонимной поэмы «Влюбленность Карла Великого и его паладинов» / «Innamoramento di Carlo Magno e dei suoi paladini» (ICM). Позднее архетип царя Черкесии прочно закрепился в рыцарской литерату-ре, найдя монументальное воплощение в персонаже поэмы феррарского поэта-гуманиста Маттео Марии Боярдо «Влюбленность Орландо» / «Ina-moramento de Orlando» / «Orlando Innamorato» (1483/1495, OI), получив-шем имя «Сакрипант», соответствующее традициям итальянской художе-ственной антропонимики и, как предполагается, в скрытой форме выража-ющее этническую принадлежность его носителя. В XVI в. это имя переш-ло в многочисленные продолжения OI, среди которых следует особо выде-лить поэму «Неистовый Орландо» Лудовико Ариосто («Orlando Furioso», OF). Начиная с XVII в. поэтоним «Сакрипант» стал употребляться в функ-ции ономастической аллюзии либо реминисценции.
Объект исследования, изложенного в представляемой книге, — явление, лежащее в области пересечения дисциплинарных сфер итальянистики и исторического адыговедения, — рекуррентность черкесских (адыгских) мотивов в итальянской художественной литературе XIV–XVI вв. Предмет исследования — словесные художественные образы, в номинациях кото-рых используется лексема circasso или ее производные. Цель — сопостав-ление литературных репрезентаций с историографическими сведениями — иными словами, поиск параллелей, связывающих креативный вымысел с действительностью.